Православная Глухощина

Православная Глуховщина

Православная Глуховщина – край с тысячелетней историей,
духовная сокровищница Украинского Православия

Нынешний Глухов – это небольшой районный центр в северо–восточной части Сумской области, не самый большой, не самый густонаселенный, около тридцати пяти тысяч населения, но город и край в котором все дышит историей, памятью, былыми славными днями.

Первое письменное упоминание о Глухове содержится в «Летописи Русской» по Ипатьевскому списку за 1152 год, где Глухов упоминается как один из городов Черниговского княжества.

Николаевский храм города Глухова

Николаевский храм города Глухова

Местные исследователи и археологи, ссылаясь на непрямые исторические источники и материалы раскопок, взяли за точку отсчета истории Глухова 992 год. Поэтому в 1992 году был торжественно отпразднован тысячелетний юбилей города.

Современные исторические раскопки свидетельствуют о том, что укрепленное городище, на месте которого впоследствии возник город, появилось значительно раньше. Самые древние из них датируются периодом между вторым столетием до нашей эры и вторым столетием нашей.

Еще до монголо-татарского нашествия город стал центром Глуховского удельного княжества. В нем княжили потомки черниговского князя Всеволода Михайловича.

Точных сведений о появлении христианства на Глуховской земле не сохранилось, но опосредованные  археологические данные свидетельствуют о наличии на территории города храмов в X-XII веках, а к периоду XII-XIII столетия относятся находки безусловно подтверждающие широкое распространение христианства не только в границах города, но и за его пределами.

Значение Глухова – как центрального города удельного княжества, в котором бывали и определенное время проживали представители княжеских родов. Наверняка принявшие крещение и, как и их родственники, заботившиеся о просвещении своего края светом Христова учения.

Распространение христианства на Руси еще до даты официального крещения, миссионерские труды христианского духовенства, монашества и простых верующих, все это дает  возможность предполагать  наличие в Глухове общины христиан с самого его  основания, и о постепенной христианизации всего городского и сельского населения края.

Летом 1352 года обширные регионы Руси, в том числе и Глухов, охватила чума. Летописец оставил такую запись: «Бысть мор силен зело, в Глухове ни один человек не остался: вси изомроша».

Глуховский князь Роман Симеонович, спасаясь от эпидемии переселился в Новосель, и стал именоваться Новосельским.

После этих трагических событий город долгое время пребывал в запустении и находился  под разным управлением – Литвы, Российского государства, Польши, снова России.

В 1650-х годах Глухов получил статус сотенного города и вошел в состав Нежинского полка. В марте 1669 года здесь был избран гетманом Левобережной Украины Демьян Многогрешный, а также состоялось подписание «Глуховских статей». Этот документ имел большое значение для политического и правового определения Левобережной Украины в составе России.

Побывавший в Глухове в самом начале восемнадцатого столетия московский старообрядческий священник Иоанн Лукьянов, путешествовавший из Москвы в Иерусалим, оставил такие воспоминания о городе: «Строение в нём преузорочные, светлицы хорошие, палаты в нём полковника стародубского Миклашевского — зело хороши. Ратуша зело хороша и рядов много, соборная церковь хороша очень; зело лихоманы хохлы затейливы к хоромному строению».

События 1708 года, война между Швецией  и Россией, трагическая судьба гетмана Мазепы, отразились и  на судьбе Глухова. После уничтожения Петром I мазепинского Батурина Глухов занял ведущее положение в политической жизни Украины. С ноября 1708 года здесь были резиденции гетманов Ивана Скоропадского, Павла Полуботка, Даниила Апостола, Кирилла Розумовского, размещалась Малороссийская коллегия, созывались съезды украинской старшины. Город стал важным торгово-экономическим центром на границе с Россией. Вслед за ликвидацией в 1764 году гетманства город постепенно утрачивает свое значение, чему ни в малой степени были причиной пожары, несколько раз уничтожавшие Глухов на протяжении восемнадцатого столетия.

В 1782 году в Левобережной Украине было введено административно–территориальное устройство Российской империи, и Глухов, став рядовым уездным городом Новгород-Северского наместничества, начал приходить в упадок.

В восемнадцатом столетии, в период наивысшего расцвета и могущества,  на территории Глуховской крепости действовало семь храмов, были храмы расположенные за стенами города, а так же до десяти храмов в поселениях на окраине города, которые сейчас вошли в городскую черту.  Действовала женская монашеская община.

Указом Святейшего Синода от 31 марта[1] 1785  года была учреждена Новгород– Северская и Глуховская епископская кафедра, на нее был переведен епископ Переяславский, викарий Киевской Митрополии, Илларион, место пребывание ему было назначено в Новгород–Северском Спасо–Преображенском монастыре. И хотя следует признать, что единственной целью учреждения данной кафедры, в состав которой вошла и Глуховщина, было – освободить место викария Киевского митрополита для Слуцкого архимандрита Виктора (Садковского). И через посвящение его в епископы, дать православному населению Польского государства, терпящему неисчислимые беды от католического большинства, своего епископа, избежав проблем с польской властью и формально соблюдя дипломатические приличия. Эту дату можно считать условной точкой отсчета Глуховской епархиальной жизни.

Новгород-Северский монастырь

Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь

Епископ Илларион (Кондратковский) до епископства был архимандритом Калязина монастыря, в 1777 году хиротонисан в епископа Переяславского и Бориспольского, 1785 – Новгород–Северский и Глуховский, а с 1797 он переводится в Могилев. Но по болезни уволен на покой, при чем местоприбыванием для престарелого Владыки был определен Новгород–Северский монастырь. С именем епископа Иллариона связано как появление Глуховской епископской кафедры, так и ее исчезновение.

Двадцатый век потряс основы жизни бывшей Российской империи, не избежал этого трагического потрясения и старинный Глухов, бывшая гетманская столица. Жестоким палачом оказалась безбожная Советская власть для своего народа, вытравливая веру в Бога, круша и ломая тысячелетний христианский уклад жизни творила она нового, страшного человека.

Были уничтожены колокольни Троицкого собора и Спасо-Преображенского храма. Разрушены храмы на Веригине и Белополовке.

Священнослужители и простые верующие терпели притеснения за свои религиозные убеждения, за стойкость в вере и нежелание отречься от Христа, исповеднический подвиг доходил до тюремного заключения, ссылок и даже мученической кончины.

В двадцатых годах был арестован, и некоторое время находился в Глуховской тюрьме, епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик), викарий Черниговской епархии.

Годы Второй Мировой войны принесли неисчислимые  страдания народу, но как утешение, дали и  глоток духовной свободы. Возобновляются богослужения в четырех Глуховских храмах, оживают сельские общины, возрождается монашеская жизнь в Глинской пустыни.

Новое гонение на Православную Церковь, оставшееся в истории  под названием Хрущевского,  снова вернуло верующих к бесправному, практически подпольному существованию.

В 1962 году был взорван Троицкий собор, позднее разрушена часовня на месте гетманской Анастасиевской церкви. Новостройки, принципом расположения которых на карте города было не желание органично вписать  их в силуэт города, а абсолютное пренебрежение к культовым зданиям, превращенным в склады и только ожидающим времени разрушения, по мнению идеологов безбожного государства. Все это так же привело к потере городом своего неповторимого портрета, утрате того значения и места, которое занимали в нем храмы.

Ослабление государственного гнета в девяностых годах  двадцатого столетия, дало Церкви возможность свободно действовать, возрождать духовную жизнь, получать назад неразрушенные храмовые здания. В это время возобновлена приходская жизнь в Николаевском и Преображенском храмах, доведших число действующих церквей в Глухове, вместе с Анастасиевской и Вознесенской, до четырех.

В 1993 году, решением Священного Синода Украинской Православной Церкви была образована самостоятельная Глуховско-Конотопская[2] епархия, выделенная из епархии Сумско-Ахтырской.

 


[1] По старому стилю.

[2] С 1998 года Глуховско-Конотопская епархия переименована в Конотопско-Глуховсую.

Просмотрено (242)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *